Ягноб. Часть 1.
Техническое описание маршрута.Реки Ягноб и Фандарья.
Ягноб. Часть 1.
Река Ягноб - протяженность участка 96 км, средний уклон 17м/км, расход воды в августе ГМП Такфон 50м3/сек, ГМП Пете 80 м3/сек.
Река Ягноб небольшая по расходу, течет в узком ущелье. Пороги образованы в основном на древних и свежих обвалах, много непроходов и опасных мест. Пороги меняются от года к году и могут появляться новые, в связи с чем на реке надо проявлять большую осторожность.
От моста ниже ущелья Обизат идет непрерывная цепь несложных порожков и шивер почти до правого притока Раут. После впадения р. Раут начинается завальное «море» длинной почти 1 км, которое начинается своеобразным порогом «Раут» (его в описании №4103 нет, т.к. это новый порог).
Порог-прорыв «Раут»
образован обвалом левого и оползнем правого берегов, левый обвал камнепадоопасен. Длина порога около 300м, перепад около 7-8 м. Ориентир – большие глыбы у правого берега, за которыми просматривается падение воды. Чалка справа в 100 м выше глыб. Порог начинается сужением русла и двумя мощными двухметровыми сливами с пенными ямами после них. Затем идет разгонный участок и вода наваливается на затопленную гряду у правого берега. Далее идет прямой участок с большим падением, метровых сливов, бочек, ям. Порог кончается большой отмелью у правого берега, где удобно организовать страховку. Прохождение по центру с уходом влево после слив. Страховка с берега ниже порога, просмотр по правому берегу / левый камнепадоопасен/.
От порога «Раут» до порога «Калей-Кала» можно идти без разведки.
№68 «Калей-Кала»
двухступенчатый короткий опасный порог. Ориентир – видимое с берега большое падение воды, за которым большая скала, перегородившая реку с правого берега. Чалка слева в 50м выше падения воды, осмотр слева. Первая ступень короткая и является сложным сливом высотой более двух метров / навал на правый берег/, за которым вода проходит через затопленную гряду и после быстротока длинной около25 м вся уходит без отбоя под нависающую с правого берега скалу. Слева от скалы плотина из глыб. Перед скалой на быстротоке страховка короткими спасконцами / 10м/ и двумя живцами на коротких концах с камней левого берега.
Вторая ступень – слаломный участок с очень большим падением и узкими проходами. В конце вода бьет в большую глыбу на левом берегу. Для малогабаритных судов проход сначала под правым берегом, затем выход на основную струю, для крупногабаритных судов – непроход. Страховка ниже большой глыбы в конце порога с левого берега спасконцами. Первую ступень оба катамарана прошли по центру и зачалились до скалы, вторую ступень прошел кат-2 / для кат-1 были габаритные непроходы/.
От порога «Калей-кала» до порога «Обешир» можно идти без разведки.
№72 «Обешир»
порог слаломного типа длинной 400 м, большое падение. Ориентир – большие глыбы в русле, чалка к правому берегу за 50м до них, осмотр справа. В начале порога вода упирается в огромную глыбу у правого берега, слева – частокол камней, посередине – узкий проход с сливом высотой около 2-х м. После слива идет Т-образный поворот налево - направо и вода устремляется в желоб шириной 10-12 метров. В середине желоба ворота, в конце – вторые; проход справа. Страховка с правого берега после порога спасконцами.
№75 «Пискон»
короткий (200м) мощный порог. Расположен в 2х км от порога «Обешир». Начало – две большие глыбы в русле, проход слева. Затем слаломный участок среди глыб, в конце порога гряда камней, через которую приходится прыгать /проходы узкие/. Осмотр и страховка с левого берега.
№78-82 «Тогоби-Куль».
каньон начинается после впадения крупного левого притока р. Тогоби-Куль. Вход в каньон хорошо виден с воды. Каньон легко просмотреть по тропе с правого берега, препятствия несложные и преодолеваются сходу. Каньон очень красив. Прохождение после просмотра с взаимостраховкой с воды.